Саня
25.10.2009, 01:31
Недавно был на экскурсии в РСП и всвязи с этим хотел рассказать о технологии работ этого предприятия. РСП - это рельсосварочный поезд. Я думаю что начать нужно с того, что объяснить почему он называется поезд, хотя выглядит как стационарное предприятие. Дело в том что раньше сварка рельсов в плети происходила прямо на путях, в специальном поезде, с тех пор эта организация получила название "Рельсосварочный поезд" и до сих пор носит его. Вот собственно и оно:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/86/8688702ddcf8cf272a475f601932381e.jpg
Вид со стороны:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/7e/7e932cbb14d7ab40fc51fdfe67b4c054.jpg
Свариваются как правило 25-метровые куски рельсов. Эти рельсы поставляются на РСП и складируются прямо на улице:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/6b/6bd3c27d407384460b4ba75b80653d33.jpg
Отсюда эти рельсы подаются во внутрь, в рабочее помещение. Там концы рельсов зачищают и подают на сварку. Процесс сварки заключается в том, что на специальном машине два стыка надвигают друг на друга, при этом разогревают и пропускают ток. Это занимает около 1,5 минуты и сопровождается сильным искрением. В итоге кристаллические решетки двух концов смешиваются между собой, в итоге прочность такого сварного стыка составляет 90-110%, то есть иногда прочнее самого рельса. Сварку производят вот на этом аппарате, на фото сам процесс:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/49/49d9463d9e33ed21ba503e3f1f7f6afe.jpg
Рельс на выходе из рельсо-сварочной машины:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/1f/1f33e5f895e5e1649e405f0a984bc1bc.jpg
Пульты управления:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/73/734e291777941f91602c78478d5eba49.jpg
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/a9/a995d67066612272afb2a050899ca1df.jpg
Рабочий орган, т.е. место где непосредственно происходит сварка:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/9f/9f13104b3052954fccb2b3fdeb393072.jpg
Вся система компьютеризирована, все показания выводятся на монитор:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/6b/6b2db8928147987a3eda873fcf8203b6.jpg
После сварки стык вот в таком виде выходит из машины:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/44/440c1e98433f4a932410a02038e72318.jpg
Здесь машинист рельсосварочной машины очищает стык от лишних частей. Надо сказать что рельс настолько горячий, что в дух метрах от него чуствуется нехилое тепло:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/c9/c9ba639cf4818b356b660ea4c2d15c0c.jpg
После сварки рельс охлаждают и он поступает на шлифовку. Она происходит в таких коробках:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/4b/4b60624c8a0372514ccc4f5e956d325d.jpg
Стоит отметить, что шлифовка происходит в ручную:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/b4/b43e5c45ca0cdca961a31c810cd43050.jpg
Далее стык попадает на следующий этап. Тут контролируют его правильность состыковки - прямолинейность. Т.е. нет ли угла между осями сварившихся концов рельса. В случае если обнаруживается не прямолинейность, то ее устраняют при помощи специальных прессов:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/84/84fa214b15d8261d9b0d358a5e030c18.jpg
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/48/48e4f2c769c915f74391f561b5b5e4a8.jpg
Если стык геометрически правильный, то он проходит температурную закалку. Для этого его опять разогревают до температуры 850 градусов, в течении 3-х минут. В результате этой операции значительно увеличивается прочность стыка:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/54/5428fe0e222267fd1a12be89efa42863.jpg
После этого рельс перемещается дальше. Через улицу он попадает следующее рабочее помещение, где работают дефектоскописты:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/23/23e9168ca666c7f1f0e97ecac8bdd48b.jpg
Чтобы выполнить проверку на внутренние дефекты, стык покрывают специальным минеральным маслом, по нему водят ультразвуковым дефектоскопом, выявляя неисправности:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/fa/fa52732ba5f7715315f30deb080b3467.jpg
Самое интересное, что если обнаруживается дефект, то стык отправляют обратно в предыдущий цех. Там неисправный стык вырезают и рельсы свариваются заново. В случае если все хорошо, то рельс движется дальше. Проходит тяговый трансформатор - он управляет движением рельса:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/94/94a50573d82845782aa1fd0e458a48f2.jpg
И далее рельс выходит наружу, где подается сразу на платформы, которые предварительно стоят в тупике, длиной не менее стандартной плети (800 метров):
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/3e/3e87eda63871079efab22e5a36990e67.jpg
Каждую смену два раза выполняется контрольный стык. Это стык который делают для контроля качества сварки. Свариваются два рельса по стандарной схеме и далее такой стык проверяют на гидравлическом прессе. Определяют силу при которой произошел разрыв и сравнивают ее с нормативной. Вот этот пресс:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/63/63283d4cb1d294601369127e3ba69984.jpg
После таких испытаний остаются вот такие стыки:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/fa/fa1d5e870578f4a40612ba4067022df3.jpg
За рабочую смену РСП выполняет около 40 стыков, а это около 1 километра нити.
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/86/8688702ddcf8cf272a475f601932381e.jpg
Вид со стороны:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/7e/7e932cbb14d7ab40fc51fdfe67b4c054.jpg
Свариваются как правило 25-метровые куски рельсов. Эти рельсы поставляются на РСП и складируются прямо на улице:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/6b/6bd3c27d407384460b4ba75b80653d33.jpg
Отсюда эти рельсы подаются во внутрь, в рабочее помещение. Там концы рельсов зачищают и подают на сварку. Процесс сварки заключается в том, что на специальном машине два стыка надвигают друг на друга, при этом разогревают и пропускают ток. Это занимает около 1,5 минуты и сопровождается сильным искрением. В итоге кристаллические решетки двух концов смешиваются между собой, в итоге прочность такого сварного стыка составляет 90-110%, то есть иногда прочнее самого рельса. Сварку производят вот на этом аппарате, на фото сам процесс:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/49/49d9463d9e33ed21ba503e3f1f7f6afe.jpg
Рельс на выходе из рельсо-сварочной машины:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/1f/1f33e5f895e5e1649e405f0a984bc1bc.jpg
Пульты управления:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/73/734e291777941f91602c78478d5eba49.jpg
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/a9/a995d67066612272afb2a050899ca1df.jpg
Рабочий орган, т.е. место где непосредственно происходит сварка:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/9f/9f13104b3052954fccb2b3fdeb393072.jpg
Вся система компьютеризирована, все показания выводятся на монитор:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/6b/6b2db8928147987a3eda873fcf8203b6.jpg
После сварки стык вот в таком виде выходит из машины:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/44/440c1e98433f4a932410a02038e72318.jpg
Здесь машинист рельсосварочной машины очищает стык от лишних частей. Надо сказать что рельс настолько горячий, что в дух метрах от него чуствуется нехилое тепло:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/c9/c9ba639cf4818b356b660ea4c2d15c0c.jpg
После сварки рельс охлаждают и он поступает на шлифовку. Она происходит в таких коробках:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/4b/4b60624c8a0372514ccc4f5e956d325d.jpg
Стоит отметить, что шлифовка происходит в ручную:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/b4/b43e5c45ca0cdca961a31c810cd43050.jpg
Далее стык попадает на следующий этап. Тут контролируют его правильность состыковки - прямолинейность. Т.е. нет ли угла между осями сварившихся концов рельса. В случае если обнаруживается не прямолинейность, то ее устраняют при помощи специальных прессов:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/84/84fa214b15d8261d9b0d358a5e030c18.jpg
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/48/48e4f2c769c915f74391f561b5b5e4a8.jpg
Если стык геометрически правильный, то он проходит температурную закалку. Для этого его опять разогревают до температуры 850 градусов, в течении 3-х минут. В результате этой операции значительно увеличивается прочность стыка:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/54/5428fe0e222267fd1a12be89efa42863.jpg
После этого рельс перемещается дальше. Через улицу он попадает следующее рабочее помещение, где работают дефектоскописты:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/23/23e9168ca666c7f1f0e97ecac8bdd48b.jpg
Чтобы выполнить проверку на внутренние дефекты, стык покрывают специальным минеральным маслом, по нему водят ультразвуковым дефектоскопом, выявляя неисправности:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/fa/fa52732ba5f7715315f30deb080b3467.jpg
Самое интересное, что если обнаруживается дефект, то стык отправляют обратно в предыдущий цех. Там неисправный стык вырезают и рельсы свариваются заново. В случае если все хорошо, то рельс движется дальше. Проходит тяговый трансформатор - он управляет движением рельса:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/94/94a50573d82845782aa1fd0e458a48f2.jpg
И далее рельс выходит наружу, где подается сразу на платформы, которые предварительно стоят в тупике, длиной не менее стандартной плети (800 метров):
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/3e/3e87eda63871079efab22e5a36990e67.jpg
Каждую смену два раза выполняется контрольный стык. Это стык который делают для контроля качества сварки. Свариваются два рельса по стандарной схеме и далее такой стык проверяют на гидравлическом прессе. Определяют силу при которой произошел разрыв и сравнивают ее с нормативной. Вот этот пресс:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/63/63283d4cb1d294601369127e3ba69984.jpg
После таких испытаний остаются вот такие стыки:
http://keep4u.ru/imgs/b/2009/10/25/fa/fa1d5e870578f4a40612ba4067022df3.jpg
За рабочую смену РСП выполняет около 40 стыков, а это около 1 километра нити.