23.10.2016, 13:03
|
#622
|
Разработчик
Регистрация: 10.04.2007
Адрес: РОССИЯ , 99км пикет 4
Сообщений: 3,798
Вы сказали Спасибо: 688
Поблагодарили 2,418 раз(а) в 961 сообщениях
|
Цитата:
Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром
Пару дней назад я рассказал вам про новый Амурский мост у Хабаровска. Это то место, где окончательно замкнулся Транссиб. Однако есть в тех краях и гораздо более секретный объект, но выполняющий те же функции: дать возможность поездам пересекать широкий Амур. Только не над рекой, а под ней. Подводный железнодорожный тоннель, который зашифровывался под именем "Строительство №4 НКПС". Иногда встречается в публикациях журналистский ляп - "Секретный объект НКВД", например - но в реальности название было именно "...НКПС", а снабжалась стройка по титулу Генштаба РККА, то есть по наивысшему приоритету.
И причины для этого были очень веские. Дело в том, что весь правобережный Хабаровский край, а также всё советское Приморье с портом Владивосток "висели" на тонкой ниточке однопутного Амурского моста. Другого пути туда не было. Но в это же время Япония сперва захватила Маньчжоу-Го, превратив её в свой протекторат, а потом стала разворачивать там Квантунскую армию с авиационной группировкой. Расстояние до границы - 30-35 км, для самолёта тогдашней эпохи - несколько минут лёту. Разбомбить мост - и сообщение потеряно, регион становится изолированным. А объект такой сложности восстанавливать непросто - ещё было свежо в памяти, что в течение аж пяти лет после Гражданской Транссиб был перерезан взорванным Амурским мостом (1920-25 гг.). Поэтому в середине 1930-х было принято непростое, но стратегически необходимое решение построить подводный тоннель под Амуром, который стал самым длинным в СССР вплоть до постройки Северомуйского тоннеля на БАМе.
Так вот, в начале октября я побывал на этом объекте, спешно достроенном в самом начале войны, и своими глазами посмотрел оба портала, а также соединение стратегической ветки на тоннель с Транссибом. Но сперва - о его истории и значении.
....
3. Работники Особой (Амурской) дистанции пути ДВЖД, осуществлявшие эксплуатацию тоннельного перехода под Амуром. В нижнем ряду, крайний справа – участник строительства Амурского тоннеля инженер-маркшейдер А.Ф. Чертков

.....
37. За кадром остался только вот этот памятник. Когда я спустился к восточному порталу, то нигде не смог его увидеть почему-то. Оказалось, что памятник этот так искусно поставили в дерновой нише склона, что смотря от портала даже невозможно понять, где он. Я тогда подумал - "так может, он на другой стороне Амура" - и искать дальше не стал. Оказалось, что он расположен уже почти у колючки, в конце охраняемой зоны. На кадре №9 эта ниша с памятником видна, за столбом электрификации. Обидно, но увы. Так что пришлось искать фотку в Сети. Пусть будет хотя бы такая...

......

Чертков Анатолий Филатович, командир взвода на строительстве сооружений Амурского тоннеля в составе 7-й бригады Особого корпуса железнодорожных войск
...
|
http://periskop.livejournal.com/1623532.html
извиняйте за не полный перепост
|
|
|