Сегодня мы заглянем в кабину нового поезда, прозванного в народе "Ока".
На фото пронумерованы все главные элементы управления составом. Как же все работает?
1. Монитор видеонаблюдения. Желтые кнопки позволяют выбрать камеры, виды с которых будут выведены на монитор; обычно используют камеру («зеркало») заднего вида и симметричную ей на противоположном конце состава.
2. Монитор скорости позволяет видеть разрешенную, фактическую и рекомендуемую скорость на маршруте.
3. Комплекс кнопок в центральной части относится к обеспечению безопасности и предупреждению нештатных ситуаций. Здесь же находятся кнопки связи с ситуационным центром, передачи управления на противоположную кабину, включения обогрева стекол, блокировки колес при движении на подъем и т. д.
4. Информатор позволяет следить за остановками, выбирать маршрут, а также включать записи, содержащие информацию об остановках и др. В базу данных заранее закладываются схемы маршрутов, путей, станций метрополитена.
5. Диагностический монитор показывает, все ли двери закрыты, исправны ли тормоза и другие системы поезда, сообщает технические данные.
6. Два механических, оформленных «по старинке» циферблата будут работать даже при отказе всех систем, поскольку на них «завязана» безопасность движения. Это датчики давления в напорной и тормозной магистралях, а также в тормозном цилиндре.
7. Пульт резервного управления. Срываем пломбу с красной кнопки, включаем резерв: поезд будет медленно (не более 20 км/ч) двигаться по тоннелю до станции.
8. Контроллер машиниста. Основной орган управления. Т1, Т2, Т3 — интенсивность торможения, ХОД 1, 2, 3, 4 — интенсивность разгона. Выбег («нейтралка») — движение поезда по инерции. Машинист должен равномерно разгоняться, аккуратно тормозить и максимально экономить энергию, двигаясь на выбеге.
9. Пульт «работы с пассажирами»: управление дверьми, включение записи или микрофона, звуковой сигнал, фары и «кнопки бдительности»: загорелась — нажми, подтвердив, что не спишь.
10. Правая панель пульта резервного управления. Пульт позволяет активировать вспомогательные тормоза, здесь же находится микрофон и различные блокировки, использующиеся во внештатных ситуациях. Некоторые системы состава продублированы в целях безопасности до трех раз!
11. Микрофон Штатной радиостанции. На нем расположены «кнопки быстрого доступа», позволяющие в одно нажатие связаться, например, с диспетчерской.
12. Архаичный эбонитовый кран управления пневматической тормозной системой в обычном режиме спрятан внутри пульта. Но в крайнем случае управлять составом можно и с его помощью. В старых вагонах он был основным элементом управления.