Техническое заключение
по случаю жесткого сцепления, допущенного 19 мая 2013 г. инстанции Москва - Пассажирская - Казанская Московско-Курского территориального центра Московской железной дороги
от 19 мая 2013 г. Ст. Москва-Пассажирская-Казанская
19 мая 2013 г. в 14 час 57 мин при прицепке локомотива ЭП-20 № 008 приписки эксплуатационного локомотивного депо Москва - Сортировочная - Рязанская под управлением локомотивной бригады этого же депо в составе машиниста Умярова Рината Харисовича (15.04.1960 г. рождения, 1-ый класс квалификации, 1-ая группа профотбора, стаж в должности машиниста с 22.10.1986 г., стаж работы на ж.д. транспорте с 1983 года) и помощника машиниста Жукова Владимира Вячеславовича (20.10.1987 г. рождения, стаж работы в должности помощника машиниста и на ж.д. транспорте с 02.12.2010 г., 1-ая группа профотбора, без прав управления) к составу пассажирского поезда № 46 сообщением «Москва - Воронеж» (состоящего из 13-ти вагонов) на 2-ом перронном пути железнодорожной станции Москва Пассажирская - Казанская допущено жесткое сцепление при скорости 9 км/час с первым вагоном № 017 30 480 приписки пассажирского вагонного депо Николаевка Московского филиала «ФПК».
В результате жесткого сцепления три пассажира первого вагона обратились за медицинской помощью (от госпитализации отказались и уехали этим же поездом): Мацуева Любовь Сергеевна 194^ г.р., Самаева Раиса Ивановна 1956 г.р. и Пенянина Татьяна Владимировна 1961 г.р.
Схода и повреждений железнодорожного подвижного состава, технических обустройств не допущено.
В 16 часов 08 мин после замены электровоза на локомотив ЭП-20 № 007 пассажирский поезд №46 отправлен по назначению с задержкой по отправлению на 0 час 49 минут.
Электровоз ЭП-20 № 008 „от постройки 02.02.2$ 13 г. НЭВЗ (Новочеркасский электровозостроительный завод) пробег 26025 км; ТО-5В 12.02.2013 г., ТО-15 в 10 час 00 мин 09.04.13 г. Локомотив оборудован системой безопасности «БЛОК», установлена на машинах ЭП-20-в систему входит модифицированная система КЛУБ, САУТ, ТСКБМ.
Переработка у машиниста Умярова Р.Х. с начала года - 48,5 часа, у помощника машиниста Жукова В.В. - 10,9 часа.
Машинист Умяров Р.Х. прошел обучение в корпоративном учебном центре на Новочеркасском электровозостроительном заводе с 3 по 21 сентября 2012 г.
Машинисту Умярову Р.Х. контрольно-заключительная поездка на электровоз серии ЭП-20 проведена 19 февраля 2013 г. машинистом - инструктором Рыбоченко А.М.
Комиссионно проверено техническое состояние и работа приборов безопасности электровоза ЭП-20 № 008 - электровоз технически исправен.
Для определения причины схода проанализированы режим ведения электровоза, управление автотормозами, прослушана запись регистратора служебных переговоров, расшифрованы файлы системы безопасности «Блок», архив АПК ДК, проверено техническое состояние электровоза, изучена необходимая техническая документация, заслушаны объяснения причастных работников.
Электровоз ЭП-20 № 008 прибыл поездом № 4443 на станцию Москва- Пассажирская-Казанская в 14 час 05 мин в составе сплотки в холодном состоянии.
Машинист Умяров Р.Х. принял электровоз ЭП-20 № 008 на 5-ом тракционном пути эксплуатационного локомотивного депо Москва - Сортировочная - Рязанская железнодорожной станции Москва- Пассажирская-Казанская в 14 час 30 мин.
В ходе проведения расследования установлено, что согласно технологического процесса работы железнодорожной стадции Москва- Пассажирская-Казанская в 14 час 46 мин электровоз ЭП-20 № 008 под управлением локомотивной бригады в составе машиниста Умярова Р.Х. и помощника машиниста Жукова В.В. выехал с 5-го тракционного пути эксплуатационного локомотивного депо Москва - Сортировочная - Рязанская железнодорожной станции Москва-Пассажирская-Казанская на 1К путь за маневровый светофор М-69.
Согласно расшифровки файлов системы безопасности «Блок» при смене кабины управления у маневрового светофора М-69 машинист Умяров Р.Х. перевел разобщительный кран питательной магистрали схемный номер КрРШ-5 (БИО) на модуле тормозного оборудования и^ поездного в транспортное положение и по приготовленному маршруту: дежурным по железнодорожной станции Москва-Пассажирская-Казанская Тихоновым К.А. в 14 час 55 мин привел в движение электровоз ЭП-20 № 008 по направлению 2-го занятого перронного пути.
При следовании электровоза на 2-ой занятый перронный путь машинист электровоза ЭП-20 № 008 Умяров Р.Х. производил 3 регулировочных торможения (за 469, 393,347 метров), в результате чего произошло истощение воздуха в питательных резервуарах (объемом 165 литров) из-за отсутствия подпитки из питательной магистрали. Не получив ожидаемого тормозного эффекта после применения вспомогательного крана машиниста усл. №224Д за 127 метров от первого вагона пассажирского поезда №46, машинист Умяров Р.Х. через 4 секунды при скорости 18 км/ч за 99 метров применил экстренное торможение краном машиниста усл.№130 и при скорости 9 км/ч в 14 час 57 мин допустил жесткое сцепление.
В ходе расследования установлены причинно-следственные связи допущенного случая жесткого сцепления:
- малый стаж работы на электровозах серии ЭП-20 и, как следствие, недостаточные знания машинистом Умяровым Р.Х. конструкции локомотива, что привело к нарушению требований руководства по эксплуатации
я.
электровозов серии ЭП-20 Книга 10 «Описание и работа пневматической части ЗТС.085.00ЭРЭ10.» в части не приведения после смены кабины управления крана КрРШ-5(БИО) из транспортного в поездное положение;
- машинист Умяров Р.Х. за прошедший период 2013 г. допустил 6 нарушений, из них 4 нарушения установленного порядка смены кабины управления, что требовало проведения профилактической работы с данным машинистом со стороны руководителей эксплуатационного Локомотивного депо Москва - Сортировочная - Рязанская;
- в нарушение требований п№27 Приложения №6 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 г. №286 машинист превысил разрешенную скорость подъезда локомотива к вагонам.
Комиссия считает, что причиной допущенного жесткого сцепления явилось не приведение после смены кабины управления машинистом электровоза ЭП-20 № 008 Умяровым Р.Х. крана КрШ-5 (БИО) из транспортного в поездное положение, что привело к истощению давления в питательных резервуарах электровоза и как следствие к отсутствию требуемого тормозного эффекта.
Данный случай нарушения безопасности движения отнести к учету по ответственности за эксплуатационным локомотивным ддро Москва - Сортировочная - Рязанская - структурного подразделения Московской дирекции тяги. scbist.ru
|