Цитата:
Сообщение от Объемный
К теме волжская рокада не собираются строить участок Яранск Котельнич 2 ?
|
История строительства железной дороги на Яранск
Яранский край исторически сложился как один из крупнейших земледельческих центров Вятской губернии, снабжавший продовольствием не только ее, но и соседние уезды Костромской и Нижегородской губернии. Однако уже в XIX веке отсутствие надежных дорог тормозило экономическое развитие района. Передовые общественные деятели Яранска хорошо это понимали, поэтому не случайно в конце века они подняли вопрос о постройке железной дороги на Яранск. Это было вызвано тем, что в 1895 году началось железнодорожное строительство на территории Вятской губернии, и первая линия пошла через губернский центр из Вятки на Котлас. Увидев реальную перспективу, Яранское уездное собрание в тот же год обратилось с ходатайством в губернское земство о соединении Яранска с Пермь-Котласской железной дорогой. Однако эта просьба была отклонена, так как перед Вяткой в ту пору стояла более важная задача: соединиться железной дорогой с Санкт-Петербургом и Москвой. Именно поэтому после пуска в эксплуатацию в 1899 году дороги на Пермь продолжили ее до столиц. В 1901 году началось строительство дороги Вятка — Котельнич — Вологда — Петербург. Уже построенная к тому времени дорога Москва — Ярославль — Архангельск пересекала ее и давала возможность на поезде доехать из Вятки до Москвы. Только после осуществления строительства магистральной железной дороги через Вятскую губернию на повестку дня встал вопрос о присоединении к ней основных экономических центров губернии.
И вот в начале XX века развернулась конкурентная борьба между уездными центрами. Каждый доказывал, что железную дорогу надо проложить именно в его сторону. Уездные земские собрания, отдельные крупные фабриканты и заводчики посылали свои ходатайства о строительстве железных дорог. И, что интересно, в Вятке большинство считало, что следующее направление для железной дороги должно быть на Яранск. В начале 1904 года Вятская городская Дума обратилась с докладной запиской к министру финансов, где было сказано: «Через два-три года будет закончена постройка Петербургско-Вятской железной дороги, которая соединит обе столицы империи с Великим Сибирским путем, а через его посредство и с Великим океаном... Но для того, чтобы эта железная дорога могла наиболее полно развить эту функцию, необходимо устройство к ней подъездных путей, которые соединили бы с ней разные более или менее обособленные промышленные районы». И городская Дума ставит вопрос о строительстве новой дороги на Нижний Новгород, от него «дорога должна идти на Яранск, являющийся центром самых хлебородных уездов Вятской губернии». Конечным путем предлагавшегося железнодорожного пути должен был стать Котельнич. Заканчивалось ходатайство еще одним предложением: «В интересах Вятского края и в частности города Вятки точно так же было бы желательно, чтобы Северная магистраль, кроме Нижнего Новгорода, соединена была рельсовым путем и с Казанью, что может быть достигнуто путем ответвления железной дороги от г. Яранска до Казани».1 Вот такое предложение! Надо только вдуматься: Яранск предполагался узловой станцией, от которой пути вели бы на Нижний Новгород, Казань и Котельнич, а далее — или на Петербург, или на Вятку!
Тридцать седьмая очередная сессия Вятского губернского земства одобрила в целом этот проект, правда, отдельные депутаты, отстаивая свои интересы, предлагали дорогу на Казань проводить через Уржум. Однако победило мнение за Яранск.
По распоряжению Министра путей сообщения от 15 декабря 1904 года за №15525 должны были начаться изыскательские работы на трассе Казань — Яранск — Котельнич. Однако начало их все откладывалось под предлогом начавшейся войны на Дальнем Востоке.2
В 1908 году все эти проволочки вынудили Яранское уездное земство вновь направить ходатайство в Вятку, напоминая, что о железной дороге через Яранск почему-то забыли. Вятское губернское земство вновь поддержало яраничей и приняло решение ходатайствовать за линию Казань — Царевококшайск (совр. Йошкар-Ола) — Яранск — Котельнич. В марте вятская депутация направляется в Санкт-Петербург хлопотать по этому вопросу. К ней присоединилась и казанская депутация, но даже сообща они не сдвинули вопрос с места.3
Более «пробивными» оказались нижегородцы. И в 1910 году начал прорабатываться другой вариант: о соединении Нижнего Новгорода с Котельничем, то есть с Северной железной дорогой. В феврале Министерство финансов разрешило провести изыскания этой линии за счет казны. Летом под руководством инженера Министерства путей сообщения генерала Соханского провели изыскательские работы. Как обычно, изучались несколько вариантов: через Семенов, Яранск, Царевосанчурск и другие.4
В апреле 1912 года Совет Министров рассмотрел вопрос о железной дороге Нижний Новгород — Котельнич и высказался за проект через Семенов — Шахунью. Главным в выборе направления было нахождение кратчайшего пути. Одновременно решили и о железнодорожной ветке от предполагаемой станции Шахунья до Яранска. Определили и подрядчика: Общество Московско-Казанской железной дороги. Сроком окончания работ утвердили 1916 год.
Строительство дороги началось в 1913 году сразу с обеих сторон: от Нижнего Новгорода и от Котельнича. Одновременно с этой дорогой Общество строило еще и линию Казань — Екатеринбург через Вятские Поляны и Сарапул, поэтому к ветке на Яранск решили вернуться по окончании этих работ. Однако начавшаяся Мировая война замедлила темпы строительства, и до 1917 года ни одна из дорог не была построена.
Революционные потрясения и гражданская война отодвинули железнодорожное строительство на неопределенное время. Хотя в октябре 1918 года Военно-революционный совет республики признал строительство железной дороги Нижний Новгород — Котельнич «военно-срочной», это осталось только благим пожеланием.5
Интересно, что, несмотря на смену власти, яранские руководители были единодушны по вопросу о железной дороге. Все первые уездные съезды Советов принимали решение о необходимости строительства железной дороги к Яранску. В 1923 году Яранская уездная плановая комиссия подготовила обстоятельную докладную записку «О присоединении города Яранска к железнодорожной сети», где в частности говорится: «В настоящее время, когда тяжелые годы мировой войны миновали, когда вспышки гражданской войны окончательно подавлены и грозные раскаты революции затихли, и когда на развалинах отжившего строя уже давно производится организационная работа экономического возрождения и восстановления хозяйства нашего необъятного государства на принципах социализма, вопрос о проведении на Яранск железной дороги выдвигается на первую очередь и требует спешного и категорического разрешения, тем более, что благоприятному разрешению его не могут уже помешать интересы капиталистов».6
Увы, в те годы денег у государства не было, поэтому в стране только достраивали начатое до революции, в частности, в эти годы сдали в эксплуатацию линию Казань — Свердловск.
Однако яранские власти не сдавались. Даже получив отказ в строительстве со ссылкой на отсутствие финансов, они стали продумывать, как можно удешевить постройку. Родилось очень любопытное постановление Яранского уисполкома №106 от 9 февраля 1925 года «О проведении на Яранск железнодорожной ветки». В постановляющей его части было записано:
«1. Предоставить бесплатно добычу необходимых ископаемых: бутового камня, опоки, песка, глины, камня песчаного.
2. Гарантировать всемерную помощь со стороны кооперативных организаций в деле питания рабочих, а также фуража для лошадей; бесплатную медицинскую помощь; гарантировать освобождение рабочих, кроме квалифицированных, от социального страхования и процентных отчислений на профсоюз».7
Предусматривался также целый ряд предложений финансовой помощи будущей стройке со стороны Яранского исполкома.
Ходатайство рассмотрели в Вятке на заседании губернской плановой комиссии 7 марта 1925 года. Было решено от имени губисполкома ходатайствовать перед Центром о проведении железной дороги Яранск — Шахунья. Также члену губплана В.А.Танаевскому поручили проработать экономическое обеспечение строительства этой дороги.8
В 1926 году профессор Вятского пединститута Танаевский опубликовал результаты своей работы в журнале «Вятско-Ветлужский край» в статье «Железнодорожная линия Яранск — Краснококшайск».9 Здесь же была помещена и вторая статья с таким же названием марийского ученого И.Зари с обоснованием строительства железной дороги Яранск — Краснококшайск — станция Зеленый Дол на линии Казань — Свердловск. Обе статьи убедительно доказывали необходимость данной железной дороги для Вятской губернии, Марийской области и в целом для региона.
В конце 1920-х годов дошла очередь и до окончания строительства дороги Нижний Новгород — Котельнич. Надо отдать должное руководителям как Яранского уезда, так и Вятской губернии, которые сразу же, как только начало готовиться решение об этой железной дороге, стали хлопотать о её проведении к Яранску.
21 мая 1928 года президиум Вятского губисполкома рассматривал вопрос «О постройке железнодорожной ветки Яранск — Шахунья» и решил обратиться с ходатайством об этом в Наркомат путей сообщения.10 В этом письме председатель Вятского губисполкома Ф. Т. Недзвецкий писал: «Ветка Яранск — Шахунья рассматривается Вятским губисполкомом как органичная, неотъемлемая часть пятилетнего плана. Без осуществления указанного мероприятия невозможно выполнить директиву о построении рационального плана народного хозяйства Волго-Вятского края».11
В ходатайстве подтверждалось направление будущей дороги именно на Шахунью, до которой был 91 км, а не на Котельнич, до которого 136 км. Вятские власти просили построить дорогу в течение 2-х лет.
Наркомат путей сообщения оперативно отреагировал на просьбу вятского руководства. Уже в августе 1928 года в Яранск прибыли изыскатели во главе с инженером А. Р. Егоровым. Изыскания проводились сразу в обе стороны: Яранск — Шахунья и Яранск — Краснококшайск, что говорит о том, что хотели вернуться к старому проекту: Казань — Краснококшайск — Яранск — Шахунья, чтобы соединить две магистрали.12
Хлопоты вятчан, казалось, вот-вот увенчаются успехом. По плану Наркомата путей сообщения, утвержденному Госпланом СССР, ветка Яранск — Шахунья была включена в пятилетний план с началом постройки в 1931—1932 году и окончанием в 1932—1933 году с ассигнованием 4 млн. рублей.13
Тут надо еще иметь в виду, что к этому времени была построена железная дорога Краснококшайск (совр. Йошкар-Ола) — Зеленый Дол. Заканчивалось строительство дороги Котельнич — Нижний Новгород. Настало время строить и дорогу через Яранск.