Спор о том, какой ток лучше: постоянный или переменный, очень давний и во многом "религиозный". Сторонники каждого рода тока склонны выпячивать достоинства и скрывать недостатки своей системы. Что касается ниши постоянного тока при электрификации новых линий, то она, на мой взгляд, несколько иная. На постоянном токе следует электрифицировать линии с равнинным и холмистым профилем пути (расчетный уклон не более 10 - 11 тысячных), умеренными объемами перевозок, при относительно небольшой мощности питающей энергосистемы, сюда же следует отнести участки с интенсивным пригородным движением. Теперь поясню. Ограничение по расчетному уклону и объемам перевозок вызвано невысокой по нынешним меркам нагрузочной способностью КС постоянного тока: передать поезду (поездам) ток свыше 6500 - 7000 А практически невозможно из-за сильного перегрева элементов контактной сети, прежде всего питающих зажимов. Из-за этого пропуск поездов весом 9000 - 12000 т. при уклонах круче 10 тысячных становится практически невозможен. При низкой мощности питающей энергосистемы тяга на постоянном токе выигрывает за счет равномерной загрузки фаз ЛЭП и высокого коэффициента мощности многофазных выпрямителей. На переменке при этом значительно возрастают затраты на компенсацию реактивной мощности и выравнивание нагрузок по фазам. Что касается пригородного движения, то здесь выгода постоянного тока обусловлена более низкой стоимотью и массой электропоездов.
|