Форум Trainsim

Форум Trainsim (http://www.trainsim.ru/forum/index.php)
-   Железные дороги (http://www.trainsim.ru/forum/forumdisplay.php?f=9)
-   -   "Табель о рангах" работников железнодорожного транспорта (http://www.trainsim.ru/forum/showthread.php?t=18169)

Вазюк 03.07.2017 23:01

"Табель о рангах" работников железнодорожного транспорта
 
Предлагаю достаточно интересную тему для обсуждения. Изучая историю знаков различия на железнодорожном транспорте, пришёл к выводу что иногда она менялась очень своеобразно. Привожу то, где мне удалось найти соответствие знаков различия должностям.

1915 год: [url]http://www.vedomstva-uniforma.ru/mundir1/mps1914/1k.htm[/url] [url]http://www.vedomstva-uniforma.ru/mundir1/mps1914/2k.htm[/url] [url]http://www.vedomstva-uniforma.ru/mundir1/mps1914/3k.htm[/url]
1932 год: [url]http://uniforminsignia.org/?option=com_insigniasearch&Itemid=53&result=3479[/url]
1963 год: [url]http://vedsimvol.mybb.ru/viewtopic.php?id=414[/url]
1985 год: [url]http://uniforminsignia.org/?option=com_insigniasearch&Itemid=53&result=3076[/url]
[SPOILER]Коммерческая служба: [url]http://uniforminsignia.org/?option=com_insigniasearch&Itemid=53&result=2462[/url]
Контрольно-ревизионный отдел: [url]http://uniforminsignia.org/?option=com_insigniasearch&Itemid=53&result=2466[/url]
Служба электрификации: [url]http://uniforminsignia.org/?option=com_insigniasearch&Itemid=53&result=2460[/url]
Начальство дороги: [url]http://uniforminsignia.org/?option=com_insigniasearch&Itemid=53&result=2455[/url]
Дирекция международных и туристических перевозок: [url]http://uniforminsignia.org/?option=com_insigniasearch&Itemid=53&result=2468[/url]
Локомотивная служба: [url]http://uniforminsignia.org/?option=com_insigniasearch&Itemid=53&result=2457[/url]
Аппарат дорожного ревизора: [url]http://uniforminsignia.org/?option=com_insigniasearch&Itemid=53&result=2464[/url]
Отдел водоснабжения: [url]http://uniforminsignia.org/?option=com_insigniasearch&Itemid=53&result=2467[/url]
Управление службы ШЧ: [url]http://uniforminsignia.org/?option=com_insigniasearch&Itemid=53&result=2461[/url]
Управление ПЧ: [url]http://uniforminsignia.org/?option=com_insigniasearch&Itemid=53&result=2459[/url]
Начальство вагонников: [url]http://uniforminsignia.org/?option=com_insigniasearch&Itemid=53&result=2458[/url]
Служба движения: [url]http://uniforminsignia.org/?option=com_insigniasearch&Itemid=53&result=2456[/url]
Пассажирская служба: [url]http://uniforminsignia.org/?option=com_insigniasearch&Itemid=53&result=2463[/url][/SPOILER]
1994 год:
[SPOILER]Линейные подразделения: [url]http://uniforminsignia.org/?option=com_insigniasearch&Itemid=53&result=2016[/url] [url]http://uniforminsignia.org/?option=com_insigniasearch&Itemid=53&result=2017[/url]
ВОХР: [url]http://uniforminsignia.org/?option=com_insigniasearch&Itemid=53&result=2024[/url] [url]http://uniforminsignia.org/?option=com_insigniasearch&Itemid=53&result=2023[/url]
Начальство отделения дороги: [url]http://uniforminsignia.org/?option=com_insigniasearch&Itemid=53&result=2021[/url]
Техникумы: [url]http://uniforminsignia.org/?option=com_insigniasearch&Itemid=53&result=2020[/url]
ПМС: [url]http://uniforminsignia.org/?option=com_insigniasearch&Itemid=53&result=2022[/url]
Учебные центры: [url]http://uniforminsignia.org/?option=com_insigniasearch&Itemid=53&result=2019[/url]
Начальство МПС: [url]http://uniforminsignia.org/?option=com_insigniasearch&Itemid=53&result=2014[/url] [url]http://uniforminsignia.org/?option=com_insigniasearch&Itemid=53&result=2015[/url]
Главный ИВЦ: [url]http://uniforminsignia.org/?option=com_insigniasearch&Itemid=53&result=2018[/url][/SPOILER]
2009 год: [url]http://armygoods.ru/article_info.php?articles_id=38[/url]

К сожалению, для других годов привязку к должностям не удалось найти. Особенно интересует как было в 1943-1954 годах, когда были персональные звания. А может у кого-то будут свои альтернативные варианты?

Вазюк 06.07.2017 23:41

Вообще с этой табелью о рангах ситуация очень своеобразная. Если брать 1915-й год, то там к первой категории должностей отнесены все дворянские должности, ко второй - весь недворянский начсостав, а к третьей рядовой состав. Вот только вся вторая категория носила погоны подпрапорщика, причём в ней народу было дофига - и машинисты всех классов (за исключением ТЧМИ, которые были коллежскими секретарями, при этом губернского секретаря никому из ТЧМ не давали), и ТЧМП, и ДСы станций 5-6 классов, и ДСП тех же станций! А все простые должности типа кочегаров были рядовыми, правда некоторым разрешалось носить унтер-офицерские лычки, старшим стрелочникам например. Среди дворян тоже некоторая неразбериха - губернские секретари ("лейтенанты") могли быть ДСП 2-4 классов, ДСами быть не могли, ДС 4 класса это коллежский секретарь ("старлей"), а ДСы 1 и 2 классов - коллежские асессоры ("майоры"). Логики видно мало.

В "табелях" 1928 и 1934 годов после младшего начсостава сразу идёт старший, начсоставы везде делятся на 4 категории. В 1943 году появляются персональные и звания, почти у всех есть есть армейские аналоги (нет только аналога младшего лейтенанта и вместо маршалов министр с первым заместителем), в младшем начсоставе 5 званий, в среднем 3, в старшем 3, в высшем 6! Потом Хрущ решил всех распогонить (даже был проект отмены погон в армии) и ввёл петлицы, но количество должностных категорий осталось такое же.

В 1963 году вводится новое распределение должностей, в младшем, среднем и старшем начсоставе по 4 категории, в высшем 6. Эта система мне нравится больше всего, но и недостатки, ИМХО тоже есть. Например ДСП станций различных классов проходят под разными категориями, но вот ДСП станций 2 и 3 класса идут под одной категорией. При этом для начальства отделения выделено аж три категории между НОДом и ДСом внеклассной станции (в структуре 1994 года это все одна категория). В 1972 году в младшем начсоставе стало три категории, а в 1979 весь младший начсостав сократили до одной категории, что сохраняется до сих пор. При этом в 1985 году добавлена ещё одна категория к высшему начсоставу - заместитетль начальника дороги, раньше после НОДа сразу шёл начальник дороги. А в 2009 произошли извращения - в рядовом составе стало совсем мало должностей, в младший начсостав впихнули обычных стрелочников из рядового состава и ТЧМ 3 класса из среднего состава, стало мало должностей у среднего состава с одной звездой, ДСы 1-го класса и внеклассные под одной категорией, точно также 2-го и 3-го классов. Запахло странной логикой царской ЖД...

У меня уже готова альтернативная система рангов, заодно с ней завязана моя альтернативная система воинских званий, в ближайшее время постараюсь написать.

Вазюк 12.07.2017 23:14

А вот и моя альтернативная система распределения должностей на ЖД-транспорте заодно и альтернативная система воинских званий.

Рядовой состав:
[SPOILER]Категория Р1 - работники без ЖД-образования на период стажировки.
Соответствие в армии - необученный солдат (во многих армиях мира звания для них есть)

Р2 - Временные работники (например, взятые на преиод снегоборьбы).
В армии - солдат в процессе обучения.

Р3 - стрелочник, монтёр пути, кочегар паровоза, ТЧМП мотовоза.
В армии - подготовленный рядовой.

Р4 - старший стрелочник, дежурный по блок-посту, ТЧМП без прав управления.
В армии - старшие расчётов группового оружия (гранатомётчик, ПКМщик), старшие стрелки, старшие механики-водители и т.д., то есть ефрейторы.[/SPOILER]

Младший начсостав:
[SPOILER]М1 - составитель поездов, дежурный по разъезду, ТЧМП с правами управления.
В армии - командир звена/зам. командира отделения (кое-где стрелковое отделение делится на 2-3 группы по 3-5 человек, правда у нас такое встречается редко), младший сержант.

М2 - ДСП станции 5 класса, ТЧМ мотовоза, бригадир путейцев.
В армии - командир отделения, сержант.

М3 - ДСП 4 класса, ТЧМ без класса.
В армии - "квалифицированный" командир отделения (например начальники радиостанций, которые обычно прапорщики, также при СССР по штату командиром танка с ракетно-пушечным вооружением должен был быть прапорщик но в реальности такое часто было только в ГСВГ), старший сержант.

М4 - ДСП 3 класса, ТЧМ 3 класса.
В армии - заместитель командира взвода, старшина.[/SPOILER]

Средний комсостав:
[SPOILER]С1 - ДСП 2 класса, ДС 5 класса, ТЧМ 2 класса, дорожный мастер, начальник оборотного депо 3 и 4 групп.
В армии - командир полувзвода, начальник караула, техник роты - прапорщик/младший лейтенант.

С2 - ДСП 1 класса, ДС 4 класса, ТЧМ 1 класса, старший дорожный мастер, начальник оборотного депо 1 и 2 групп.
В армии - старшина роты, командир взвода - старший прапорщик/лейтенант.

С3 - ДСП внеклассной станции, ДС 3 класса, ТЧМИ, начальник основного депо 4 группы преподаватель ВУЗа.
В армии - заместитель командира роты - старший лейтенант.

С4 - ДС 2 класса, начальник основного депо 3 группы, старший преподаватель.
В армии - командир роты - капитан.[/SPOILER]

Старший начсостав:
[SPOILER]Ш1 - ДС 1 класса, начальник основного депо 2 группы, ревизор движения, доцент.
В армии - начальник штаба батальона, командир крупной/специальной роты, корабля 3 ранга, авиационного звена - майор.

Ш2 - ДС внеклассной станции, начальник основного депо 1 группы, профессор.
В армии - командир батальона, корабля 2 ранга, авиаэскадрильи - подполковник.

Ш3 - зам. начальника службы (движения, локомотивной и т.д.) отделения, зав. кафедрой.
В армии - командир полка ротного состава, корабля 1 ранга - полковник.

Ш4 - начальник службы движения (локомотивной) отделения, декан.
В армии - командир полноценного полка, атомного крейсера или авианосца - старший полковник.[/SPOILER]

Высший начсостав:
[SPOILER]В1 - первый зам начальника отделения дороги и главный ревизор, проректор.
В армии - командир бригады, комбриг.

В2 - начальник отделения дороги, ректор института.
В армии - командир дивизии, генерал-майор.

В3 - первый зам начальника дороги.
В армии - командир корпуса, эскадры, генерал-лейтенант.

В4 - начальник дороги.
В армии - командующий армией, флотилией, генерал-полковник.[/SPOILER]

Наивысший начсостав:
[SPOILER]Н1 - помощник министра путей сообщения.
В армии - командующий военным округом, Балтийским и Черноморским Флотами, генерал-капитан.

Н2 - Зам министра путей сообщения.
В армии - командующий особым военным округом (вроде ГСВГ, где было 5, а не 3 армии как обычно), Северным и Тихоокеанским Флотами, генерал армии.

Н3 - Первый зам министра путей сообщения.
В армии - командующий крупным видом войск, стратегическим направлением, вице-маршал.

Н4 - Министр путей сообщения.
В армии - Начальник Генштаба (главнокомандующий), маршал

В армии также выше данной табели находятся Главный Маршал (почётное звание или при командовании армиями нескольких государств) и Генералиссимус (оба условия).[/SPOILER]

Ваши идеи, замечания и предложения.

Вазюк 07.08.2017 19:38

А теперь попробуем сравнить системы знаков различия и привязки к ним должностей у РЖД и УЗ.

Если внимательно присмотреться, то распределение довольно похоже - весь рядовой состав и весь младший начсостав входят в одну категорию, в среднем начсоставе по четыре категории, в старшем по три, правда в высшем в УЗ 6 категорий, в РЖД их 7. Разница больше всего в самих знаках различия. На УЗ видимо решили сделать знаки различия похожими на те, что были в 1943-1954 годах, да и там они больше похожи на армейские погоны, только расположение звёзд другое, средний начсостав примерно равен младшим офицерам, старший начсостав старшим офицерам, высший начсостав офицерам высшим, а под младший начсостав подогнали все сержантские звания. РЖД решило от погон отказаться и вместо них появились вновь придуманные знаки различия на рукавах и груди, хотя могли бы сделать их как у морских офицеров.:D

Однако если посмотреть, кто какие знаки различия имеет право носить, то есть различия, логику которых проследить трудно. В УЗ например среди младшего начсостава из движенцев только составители поездов, а из локомотивщиков ТЧМП и ТЧМ дрезин, ДСП станций 4 и 5 класса уже являются средним начсоставом с одной звездой ("младшие лейтенанты"), в то время как на РЖД они являются младшим начсоставом.

На УЗ все машинисты являются средним начсоставом (без класса и третьего - одна звезда, второго и первого - две звезды, ТЧМИ - три звезды), а вот на РЖД ТЧМ 3 класса и без класса это опять же младший начсостав. Ладно если бы в младшем начсоставе было несколько категорий, как до 1979 года, но ТЧМ 3 класса получается приравненым к ТЧМП! При этом РЖД зачем повысило стрелочника из рядового состава в младший начальствующий. К тому же в РЖД есть свои "младшие лейтенанты" (галун и одна "снежинка" сверху), но их знаки различия могут носить только заведующие билетными кассами и приёмщики локомотивов и МВПС, а должностей из локомотивных бригад и дежурных работников там нет.

Однако среди старшего начсостава немного непонятно УЗ. В РЖД и УЗ начальники станций 2-3 класса это "майоры", "подполковники" в РЖД это ДСы 1 класса и внеклассных станиций, а в УЗ только заместители начальников станций внеклассных и 1 класса, потмоу что в УЗ ДС 1-го класса и внеклассный это "полковник" - три звезды с двумя просветами!:eek: А вообще не жирно ли, если ДС 3 класса это "майор"? При этом НОД на РЖД это высший состав с одной звездой ("генерал-майор"), а на УЗ вроде с двумя звёздами, но начальники дороги в то же время и там и там с тремя звёздами.

Интересно, такие особенности распределения знаков различия являются обычным головотяпством, или какой-то смысл в этом есть?


Текущее время: 19:16. Часовой пояс GMT +4.

Powered by vBulletin® Version 3.8.6
Copyright ©2000 - 2017, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
© 2001-2012, Администраторы и разработчики Клуба Trainsim