![]() |
Электрофуры
Случайно набрел на данную стать «Электрофуры» в ближайшее время появятся на дорогах Швеции [url]http://geektimes.ru/post/267428/[/url]
Сразу вспомнились грузовые троллейбусы. Мое мнение это утопия. А как по вашему, проект имеет право на жизнь?:o |
Будет иметь право на жизнь, когда в серию пойдут технологии бестопливных генераторов, двигателей на воде (в смысле, на водороде) и пр.
Подозреваю, что и для накопления энергии существуют более дешёвые и удобные технологии, чем литиевые аккумуляторы. А сейчас, я думаю, многое упирается в то, что вырабатываемой сейчас электроэнергии не хватит для сколько-нибудь заметного перевода транспорта на электричество. Поэтому пока что электромобили, скорее, баловство, не претендующее на широкое внедрение. |
[QUOTE]многое упирается в то, что вырабатываемой сейчас электроэнергии не хватит для сколько-нибудь заметного перевода транспорта на электричество.[/QUOTE]
Для массового развития контактного транспорта проблема есть, а вот для аккумуляторного она не так выражена. Дело в том, что ночью потребление энергии значительно ниже, и этот провал может быть скомпенсирован как раз зарядкой ночью машин с использованием мощности уже имеющихся электростанций. Так что как минимум треть или половину автопарка существующая энергосистема вполне способна потянуть. Есть прогнозы, что уже через несколько лет стоимость аккумуляторов упадет в 2-3 раза. Китай и без того строит за год больше электробусов, чем Россия дизельных автобусов. Европейцы уже предлагают в виде опции ставить на выпускаемые сегодня автобусы электрическую трансмиссию, чтобы, не меняя кузова и передачи, поставить более экологичный источник энергии лет через пять, не списывая машину целиком. Так что будущее ближе, чем кажется :) [QUOTE]Мое мнение - это утопия.[/QUOTE]В массовом виде прямо сегодня - да. И по цене, и по мощности. Но на отдельных особо напряженных направлениях, где одни и те же грузовики ездят каждый день - может найти свою нишу. Сеть там ближе к железнодорожной и адекватно работает на скоростях под сотню (в отличие от обычной троллейбусной), а автоматика сейчас может обеспечивать защиту при маневрах, например при обгоне. В перспективе же десятка лет - обычные автомобили будут иметь электрическую трансмиссию (вопрос только в первичном источнике - аккумулятор, гибридный генератор, топливный элемент). И тогда докупить к такой машине пантограф, не меняя привода, будет не проблемой в отличие от сегодняшнего мира с дизельными фурами. |
[QUOTE]А сейчас, я думаю, многое упирается в то, что вырабатываемой сейчас электроэнергии не хватит для сколько-нибудь заметного перевода транспорта на электричество. Поэтому пока что электромобили, скорее, баловство, не претендующее на широкое внедрение.
[/QUOTE] Ну, я, лично тут не согласен. Грубо-грубо прикинем: Допустим нам нужно из пригорода в мегаполиса попасть "внутрь" (на работу и с работы) на каком-то супер неэкономичном Крузере 200. Расход в городских пробочных условиях (это реальное число) - 19 литров / 100км. Пусть нам на работу 15км - 2,85л, и обратно столько же - 5,7л. Теплота сгорания бензина 32МДж на литр. 5,7л*32000кДж/3600с=50кВт с одного автомобиля в сутки в режиме с работы на работу. Теперь вспоминаем, что КПД бензинового двигателя составляет около 30%, во время езды по городу - до 20%. Возьмем символические 25%, и получаем, что всего мы использовали 12,5кВт. Пусть КПД электродвигателя будет 80% (остальное на нагрев) - 15,625кВт, КПД заряда аккумуляторов 60% - 26кВт нужно "выкачать" из энергосети дома. Зарядка у нас будет происходить в ночное время - растянем на 8 часов - 3,25кВт*час на три фазы - это даже очень неплохой показатель. Допустим, что таких машин у нас будет миллион - 3ГВт*час, что, в общем-то, совсем не много. Учитываем, что сегодня мощность электростанций Украины (я не знаю по РФ данных..) — 54ГВт*час. С этого даже есть преимущество - позволяет сглаживать скачки потребления без всяких ГЭС, ГАЭС и остановки генераторов. Ну, это если брать аккумуляторы там всякие. Если рассматривать грузовые троллейбусы, то тоже вполне неплохой вариант. Я когда-то сам рассчитывал энергопотребление обычных троллейбусов и наткнулся на сайт, на котором учитывалось куча факторов (и компрессоры всякие, и освещение, и все-все-все). Получилось, что в загрузке, в среднем "обычный" троллейбус будет потреблять 300кВт на 100км, "гармошка" - 460кВт на 100км. Что опять-таки очень неплохо.. [size="1"][color="Silver"]Добавлено через 1 минуту[/color][/size] [B]Е69 [/B]меня опередил, я еще утром начинал писать сообщение, потом на пары :) |
Были же в советские времена чудовища
Белазы с рогами [url]http://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s930e6552100272b5/image/i9b6c309fe15ec0b5/version/1394525580/image.jpg[/url] И КОТЭрпиллары [url]http://www.hutnyak.com/Trolley/Photos/QCM/TrkAtEntry.JPG[/url] и прочая грузовая техника Крымтоллейбус [url]http://transphoto.ru/photo/00/72/84/72842.jpg[/url] [url]http://foto-transporta.ru/main.php?g2_view=core.DownloadItem&g2_itemId=101310&g2_serialNumber=2[/url] танк какой-то [url]http://os1.i.ua/3/1/1254245_f4f34d34.jpg[/url] В итоге от них отказались. На обычных грузовых траликах и техничках помимо рогов ещё и генератор (или двигло с приводом) имеется |
Вот не пойму почему от карьерных самосвалов отказались. Я уже представляю сколько десятков литров тратится на то, чтобы один Каттерпиллер выполз на 340 метров вверх с 240тоннами железной руды (Комсомольский карьер). Ладно там с рогами особо не поманеврируешь, но можно ведь было замутить на постоянных маршрутах (подъемы), где уже никаких взрывных работ не проводиться какой-то участок с КС, и какие-то аккумуляторы для маневров (во время загрузки и выгрузки), которые бы при подключении к КС заряжались.
|
[QUOTE=E69;512087]...
Сеть там ближе к железнодорожной и адекватно работает на скоростях под сотню (в отличие от обычной троллейбусной), а автоматика сейчас может обеспечивать защиту при маневрах, например при обгоне...[/QUOTE] Как сказать, я еще был маленький, когда проехал по линии троллейбуса Симферополь-Ялта и офигел от скорости, так, что запомнил на всю жизнь, летали да и сейчас наверно летают там обычные троллейбусы если не сотню, то 80 точно. |
Да и обычные троллейбусы тоже не медленные. Помню в Кременчуге за ЛАЗом Е183А1 ехал на велосипеде 63км/ч :) Но конечно штанги все равно не могут дать такую скорость как пантографы..
|
На дороге без жёсткой колеи пантографы тяжело будет удерживать под КС. Рога в этом плане более практичны.
В какой-то стране видел гибридные автобусы с пантографами. Есть ещё пассажирские тралики с ДГУ на борту. Могут ехать на АКБ, могут на геренаторе, могут под КС (и заодно в это время заряжаться). |
А напряжение в КС какое будет?
|
На картинке лыжи токоприёмников на штангах, а по нынешним временам, когда машины паркуются сами и сами тормозят - сделать конструкции токоприёмников, следящих за контактной сетью - пару пальцев об асфальт.
|
[QUOTE=E69;512087]ночью потребление энергии значительно ниже, и этот провал может быть скомпенсирован[/QUOTE]
Почему-то всегда думал, что ночью ГЭС накапливают воду в своих водохранилищах (в т.ч. перекачивая её снизу наверх). Но не в курсе, насколько это реально помогает выравнивать ночные "провалы" и дневные пики потребления в рамках единой энергосистемы. [QUOTE=SmaiL;512097]Ну, я, лично тут не согласен. Грубо-грубо прикинем: Допустим нам нужно из пригорода в мегаполиса попасть "внутрь" (на работу и с работы) на каком-то супер неэкономичном Крузере 200. Расход в городских пробочных условиях (это реальное число) - 19 литров / 100км. Пусть нам на работу 15км - 2,85л, и обратно столько же - 5,7л. Теплота сгорания бензина 32МДж на литр. 5,7л*32000кДж/3600с=50кВт с одного автомобиля в сутки в режиме с работы на работу. Теперь вспоминаем, что КПД бензинового двигателя составляет около 30%, во время езды по городу - до 20%. Возьмем символические 25%, и получаем, что всего мы использовали 12,5кВт. Пусть КПД электродвигателя будет 80% (остальное на нагрев) - 15,625кВт, КПД заряда аккумуляторов 60% - 26кВт нужно "выкачать" из энергосети дома. Зарядка у нас будет происходить в ночное время - растянем на 8 часов - 3,25кВт*час на три фазы - это даже очень неплохой показатель. Допустим, что таких машин у нас будет миллион - 3ГВт*час, что, в общем-то, совсем не много. Учитываем, что сегодня мощность электростанций Украины (я не знаю по РФ данных..) — 54ГВт*час. С этого даже есть преимущество - позволяет сглаживать скачки потребления без всяких ГЭС, ГАЭС и остановки генераторов. Ну, это если брать аккумуляторы там всякие. Если рассматривать грузовые троллейбусы, то тоже вполне неплохой вариант. Я когда-то сам рассчитывал энергопотребление обычных троллейбусов и наткнулся на сайт, на котором учитывалось куча факторов (и компрессоры всякие, и освещение, и все-все-все). Получилось, что в загрузке, в среднем "обычный" троллейбус будет потреблять 300кВт на 100км, "гармошка" - 460кВт на 100км. Что опять-таки очень неплохо.. [size="1"][color="Silver"]Добавлено через 1 минуту[/color][/size] [B]Е69 [/B]меня опередил, я еще утром начинал писать сообщение, потом на пары :)[/QUOTE] Логично. Только вот смущает, что вы путаете киловатты и киловатт-часы (а мы же только что обсуждали мощности электростанций...). [B]Мощность (скорость выработки/потребления энергии) измеряется в [I]кВт[/I]. Количество энергии (выработанной/потреблённой за определённое время) измеряется в [I]кВт*ч[/I].[/B] Это фундаментальное. [QUOTE=SmaiL;512105]Вот не пойму почему от карьерных самосвалов отказались. Я уже представляю сколько десятков литров тратится на то, чтобы один Каттерпиллер выполз на 340 метров вверх с 240тоннами железной руды (Комсомольский карьер). [/QUOTE] У нас же все большие Белазы с электропередачей. И некоторые Катерпиллеры. Разве нет? Надо полагать, там дизель в оптимальном режиме работает. [size="1"][color="Silver"]Добавлено через 4 минуты[/color][/size] [QUOTE=boroda6304;512169]На картинке лыжи токоприёмников на штангах, а по нынешним временам, когда машины паркуются сами и сами тормозят - сделать конструкции токоприёмников, следящих за контактной сетью - пару пальцев об асфальт.[/QUOTE] Кстати, да. А перед обгоном (на аккумуляторе) ТП опускается, и после обгона снова ловит контактную сеть. Почему бы и нет? |
[QUOTE]что ночью ГЭС накапливают воду в своих водохранилищах (в т.ч. перекачивая её снизу наверх). Но не в курсе, насколько это реально помогает выравнивать ночные "провалы" и дневные пики потребления в рамках единой энергосистемы.[/QUOTE]
Это ГАЭС. Если массово строились и строятся, то, наверное помогают :) ГЭС же днем и ночью накапливают воду (просто турбины закрываются), а на утро и вечер помогают во время пика. [QUOTE]Только вот смущает, что вы путаете киловатты и киловатт-часы (а мы же только что обсуждали мощности электростанций...).[/QUOTE] Может быть где-то перепутал, но в тех расчетах это к фатальной ошибке не привело... [QUOTE]Надо полагать, там дизель в оптимальном режиме работает.[/QUOTE] Верно. Просто я к тому, что с тех моих расчетов электричество в 4,3 раза экономичнее (ну, расчеты грубые). |
[QUOTE=Olhan;512180]Почему-то всегда думал, что ночью ГЭС накапливают воду в своих водохранилищах (в т.ч. перекачивая её снизу наверх)...[/QUOTE]
А какой в этом смысл? Ведь чтобы поднять скажем 1000 кубов, придется сбросить через генераторы ~2000, потери то никто не отменял, плюс скорость потока воды должна быть достаточной для вращения гидроагрегата, подъемный насос и трение воды в трубах тоже отберут энергию. Если только использовать избыток энергии извне, т.е. из энергосистемы, но если в неё будут вырабатывать энергию ТЭС, то тоже смысла как-то не прослеживается, хотя и сжигать ТВС на атомных ради запаса воды в водохранилище ГЭС я тоже не вижу. :confused: |
[QUOTE]А какой в этом смысл?[/QUOTE]
Опять-таки сглаживание скачков. Так оно и есть, что это "убыточно", но для закачивания воды используется электроэнергия из центральной сети, в которой ее на тот момент времени избыток. Вот живой пример: [URL="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%93%D0%90%D0%AD%D0%A1"]Днестровская ГАЭС[/URL]. В Украине есть еще Киевская ГАЭС, но она в разы слабее.. |
Ничего себе, никогда бы не подумал, что такие перекачки делаются на постоянной основе, а понимаю когда уровень в хранилище критический. Хотя с другой стороны гидроаккумулятор получается.
|
Я тут вот что подумал.
Если, скажем, выпотрошить из того же БелАЗа или Катерпиллера дизель (+ сопутствующие ему топливные баки, систему охлаждения, итд) и поставить исключительно АКБ и электрооборудование, это уменьшит его (самосвала, да и любого другого грузовика) массу. А стало быть, увеличит лимит массы груза. |
[B]Zlodey[/B], бред. Нагрузку на ось никто не отменял. Вы уменьшите (если еще уменьшите) нагрузку на переднюю ось, то это не означает, что из за этого увеличится нагрузка на заднюю ось.
|
Что мешает перераспределить нагрузку равномерно на обе оси?
Кузов опрокидывать через хвост не обязательно. Сделать как тут [url]http://shans-auto.ru/system/ad/photos/attachments/000/022/622/original/78_самосвал.JPG[/url] На некоторых самосвалах ещё спорный вопрос на какую из осей нагрузка больше [IMG]http://www.stroyteh.ru/file/wiki/image/8/91/KAELBLE_KV25N/image.jpeg[/IMG] [url]http://i.wheelsage.org/pictures/c/caterpillar/ad60/caterpillar_ad60_1.jpeg[/url] [url]http://static.mascus.com/image/product/large/lager/other-kiruna-k2,1324_1.jpg[/url] [url]http://images.autoline.com.tr/s/is-makinalari-belden-kirma-kamyonBENFORD-6000-APN---1_big--14032010250990091300.jpg[/url] |
Мне кажется, что "плотность" АКБ гораздо больше чем того же дизеля, и гораздо больше, чем топливного бака.
|
Не обязательно же шибко ёмкий (и вместе с тем увесистый) аккум/кондёр ставить. Достаточно такого, чтоб его заряда хватало на маневр для возвращения под конташку. А из под конташки ехать на выбеге. Или вообще только на питание бортовых систем (отопление, свет, компрессор тормозной, итд).
[size="1"][color="Silver"]Добавлено через 18 минут[/color][/size] И ещё, тут упомянули про выработку и потребление электроэнергии, но не вспомнили про обустройство и обслуживание контактной сети (в т.ч. в зимний период). Если говорить о фурах - то это дальнемагистральный транспорт, особенно, если говорить о России/Бывшем Союзе. Успешно функционирующих междугородных троллейбусных линий не так уж и много. Из отечественного на ум приходит только Крым, и там строительство было обусловлено в основном вопросами экологии. Нужно будет вешать саму конташку, строить тяговые подстанции, по зиме сбивать наледь. Железку то ещё не всю эликтрифицировали, про автодороги говорить не приходится - утопия. С другой стороны, если будет КС вдоль дорог, то можно организовать постоянное освещение дорожного полотна (что снизит аварийность, вкупе с тем, что возможности ехать в три ряда, там где только два уже не будет), пункты обогрева для водителей и пассажиров. |
[QUOTE=Zabor;512184]Если только использовать избыток энергии извне, т.е. из энергосистемы, но если в неё будут вырабатывать энергию ТЭС, то тоже смысла как-то не прослеживается, хотя и сжигать ТВС на атомных ради запаса воды в водохранилище ГЭС я тоже не вижу. :confused:[/QUOTE]
Насколько я понимаю, АЭС не могут менять мощность генерации в соответствии с суточным ритмом. Поэтому пики/спады устаканивают тепловыми и гидро ЭС. |
[QUOTE]Поэтому пики/спады устаканивают тепловыми и гидро ЭС.[/QUOTE]
Тепловые тоже не очень просто тормозить-запускать. Поэтому ГЭС, ГАЭС. ГАЭС более гибкий вариант в плане регулирования за счет более высокой возможной мощности, может компенсировать не только дефицит, а и избыток электроэнергии. [QUOTE]Из отечественного на ум приходит только Крым[/QUOTE] Была еще Донецк-Макеевка, ну это из значительных таких. [QUOTE]про автодороги говорить не приходится - утопия.[/QUOTE] Это даже и не выгодно. Я вижу идею с электрофурами в унифицированных стандартах (т.е. скорость чётко 90км/ч скажем) и никаких обгонов, строить в самых-самых загруженных местах. Там оно может реально быстро окупиться. |
Совсем без обгонов/объездов препятствий не получится.
ДТП, поломки, тошноты в любом ряду. Культурка-то вождения страдает, даже в некоторых европейских странах, не говоря о том, что по одним и тем же дорогам курсирует автотранспорт из различных государств. |
[QUOTE]Совсем без обгонов/объездов препятствий не получится.
[/QUOTE] Не-не-не. Я себе это представляю как поезд без сцепки. Типа будет какая-то "остановочная станция", на подобии "киосков" для оплаты на платных трассах (забыл как все называется), куда подъедет фура, поднимет свои пантографы, а дальше включится какой-то автопилот, который будет вести ВСЕ фуры в одном рядку одна за одной со скоростью 90км/ч. Естественно должна быть какая-то синхронизация меж ними всеми, чтобы в случае какой-то поломки спереди фуры снижали скорость не тогда, когда "уже все", а плавно, без резких телодвижений. Хотя мне кажется, что это настолько все можно сделать отлаженным, что никаких поломок и быть не должно. Фуры соответственно едут до следующего "киоска", где можно снять пантографы. На съездах можно сделать такие же "трамвайные" стрелки, и по одному "киоску" у обочины. Ну, это чисто, что прямо вот просто в голову пришло. Все можно дорабатывать... |
[B]SmaiL[/B], а мож грузовой трамвай будет ещё лучше? И следить за токоприёмником не надо, и сопротивление движению меньше...
|
Грузовой трамвай по дороге не поедет ;-). А что, есть какие-то значительные проблемы реализации моей идеи? Даже если взять европейские порты, такие как: Антверпен, Роттердам, то на подъезде к ним фуры едут в один ряд со скоростью 50-60км/ч, с минимальной дистанцией бесконечной колонной.
|
Мне помнится какой-то аэропорт, в котором автобусы без водил на автопилоте катаются. Отправляются по команде аттенданта, или как его там.. Автобусы эти, кажется, по разметке едут (а-ля роботизированные игрушки из Лего) и нашпигованы датчиками слежения за впередиидущими и вообще всем, что может двигаться по лётному полю + передают информацию о себе (этакое подобие транспондеров).
Совместить такую систему с "лыжами" или "рогами" вполне реально на ограниченных участках. Только вот по зиме на междугородних дорогах общего пользования разметки может быть и не видно, где-то таковой и вовсе нет. По GPS автопилот особо ровно фуру вести не сможет - погрешность, слабый сигнал, итп. |
Собственно, свершилось.
Запущен первый участок в Германии [url]https://auto.rambler.ru/news/42175929-v-germanii-otkrylas-pervaya-elektricheskaya-avtomagistral/?updated[/url] |
Текущее время: 12:51. Часовой пояс GMT +4. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.12 by vBS
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
© 2001-2019, Администраторы и разработчики Клуба Trainsim